Меню сайта
Наш опрос
Как вы стали православными?
Всего ответов: 343

Главная » 2007 » Май » 31 » Памяти моего покойного духовника посвящается...
Памяти моего покойного духовника посвящается...
23:28
Истинные монахи из глубины своего уединения, светят миру простым образом благоугодного жития своего и живы> действенным словом спасительной истины.
(Глинский игумен Филарет..)

Об одних Глинских подвижниках написаны книги, о других статьи, а о третьих из уст в уста передавались рассказы от поколения к поколению. Одним из таких подвижников был старец схиигумен Поликарп, родившийся в 1928 году в селе Большая Гневшева Курской области, в большой благочестивой семье и нареченный в крещении Федором в честь Св.Феодора Стратилата. Семья состояла из одиннадцати человек и детей воспитывали в страхе Божьем. Когда Федору исполнилось 5 лет, его отец Игнатий умер и на плечи матери легли все заботы о семье.


Жизнь становилась тяжелее. Мать Ксения, стараясь прокормить детей, ходила в лес собирать цветы для продажи, но и этого было недостаточно, семья часто голодала. По промыслу Божию семья резко уменьшалась, сестры маленькими уходили из жизни. Одна сестра умерла чудесным образом. Когда из школы вынесли иконы, она отказалась идти в школу, так как там нет икон. После чего про¬жила только три дня. Другие дети умерли также в младенческом или отроческом возрасте.
Остались в живых Федор со всегда горячо любимой мамой и две старших сестры. Одна из сестер вышла замуж, а
другая приняла монашеский постриг. Маленький Федор помогал матери собирать цветы в лесу, где он не раз терялся. Один раз совсем заблудился, и ус¬тав от поиска нужной тропинки, забрался на дерево и оставался там до тех пор, пока его не нашли. В то время в их краях был страшный голод и они переехали на Кубань. Мать нанялась на работу обрабатывать кукурузу. Федор ос¬тавался один дома. После того, как их обокрали, они решили вернуться домой, но денег на дорогу не было. Однажды в церкви мать горько плакала, к ней подошла одна благочестивая женщина и спросила о причине ее слез. Выслушав ее, она сказала: «Не плачь, я дам денег на дорогу и ты уедешь в свою деревню». Приехали к родственникам. Мать стала работать, а Федор пошел в школу. Своей одежды у него не было, поэтому одевался и обувался в старое, кто что давал. Его много обижали - в школе одноклассники, дома - дети родственников. Вскоре они купили амбар и стали в нем жить вдвоем с матерью.
Федор с 12 лет заготавливал сено вместе со взрослыми мужчинами и выполнял другую тяжелую работу. В 17 лет ему было попущено Господом, для укрепления веры, испытать на себе его чудодейственную силу. Мать повела его к Великому старцу, иеромонаху Макарию, который с Божьей помощью лечил его, наставлял, поучал и предсказал: «Будешь батюшкой».
Однажды, поздней осенью, Федор пошел учиться на тракториста без благословления матери. В пути его настигла ночь и он попросился на ночлег. Его впустили, но в доме всю ночь пила и гуляла банда. Федор не спал и услышал, что его хотят убить. Он стал просить Святителя Николая о помощи и отпросившись, спрятался на огороде Его кинулись искать, но он затаился, для надежности при сыпав себя землей. Так он пролежал до рассвета, тем и спасся от лихих людей, но промерз и заболел. И только благодаря молитвам матери и старца Макария, по милости Божьей Федор выздоровел.
Однажды, читая Св.Евангелие, мать увидела преобра¬жение своего сына в старца с длинными волосами и бородой. Она долго думала об этом видении и поняла, что Господь ей показал - сын будет монахом. В начале 1949 года Федора призывают в Армию и он 4 года прослужил на Дальнем Востоке, у озера Ханка. Это были годы тяжелых испытаний. Он открыто молился, а над ним смеялись, на¬зывая «попом». Как - то сняли с него нательный крест, отобрали именную икону Св.Феодора Стратилата. Командир убеждал его в том, что Бога нет, но Федор твердо стоял на своем: «Я верил и буду верить, что Бог есть, а ты хоть сейчас бери пистолет и убивай меня, но от веры не откажусь». Такая Вера в Бога была у него в юности, и он сохранил ее, еще больше укрепив на протяжении всей своей земной жизни. И всех, кто его знал при жизни, он укреплял именно этой непоколебимой Верой в Бога. Он всегда говорил: «Бог был. Бог есть и Бог будет всегда и во веки веков. Аминь. И кто будет веровать - спасется». В армии заставляли всех петь Интернационал, а он в это время пел Херувимскую песнь. Стали за ним наблюдать, поет ли он. Доложили командиру, что мол поет и рот широко открывает. Так что обошлось. И еще Батюшка рассказывал, что как - то в череде тяжелых армейских буден стоит он на посту и вдруг видит, как радостно заиграло Солнце. Его осенило, что наступила Пасха и охваченный благодатью он запел «Христос Воскресе».
Будучи в армии, ему очень хотелось попасть в церковь и он говорил себе: «Приду домой, буду ходить в храм». Там же ему было виденье, будто идет он, а навстречу ему идут монахи. Когда пришел он из армии домой, мать повезла его в Глинскую пустынь. В монастыре он и увидел тех монахов, каких видел в видении. Здесь его встретил отец Симеон, великий старец (ныне проживающий в г.Сухуми) который сказал: «Вот к нам пришел братец». И оставили его в монастыре. Три месяца по болезни мать не могла навестить Федора, а когда пришла, то увидела сына поющего на клиросе. Она была удивлена - именно таким он был в ее видении. Так Федор с 1953 года становится насельником Рождественского Богородичного мужского монастыря Глинской пустыни.
Монастырь, расположенный в глухих лесах Курской области, был основан в начале XVI века на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. На протяжении веков эта обитель славилась высоким духовным настроением Глинских монахов, чему в большей степени способствовал строгий афонский устав и процветавшее здесь старчество. В эти годы духовной жизнью обители руководили три замечательных старца, продолжатели тра¬диций Глинских подвижников. Это настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин, 1874-195 8гг.), схиигумен Андроник (ЛукашД889-1974гт.) и иеросхимонах Серафим (Романцев, 1885 - 1976 гг.


О монахах Глинского монастыря можно сказать слова Св.Иоанна Златоуста: «Монахи - лики ангелов в человече¬ской плоти». Жизнь их трудная и несносная, но сладостнее и вожделеннее мирской; их уста исполнены благоухания; в их обителях тишина и безмолвие. Они соблюдают строгий пост и встают до рассвета, подвизаясь в благодарениях Бо¬гу, молитве и псалмопениях. Под руководством этих мудрых наставников стал проходить юный послушник Федор науку постижения монашеской жизни. Его духовным отцом стал строгий и требовательный отец Андроник (Лукаш). Епископ Сумской и Ахтырский Евстратий писал: «Отец Андроник пользуется заслуженным уважением всех насельников обители. Всё свободное время проводит в мо¬литве». За своих духовных чад молился Отец Андроник непрестанно, как сам писал: «Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю в своих грешных молитвах». Мудрый духовный наставник, о.Андроник имел дар от Бога безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Советы старца всегда были основаны на учении святых отцов. Молодой послушник Федор (в последствии схиигумен Поликарп) впитывал в себя мудрость и простоту, любовь и требовательность, веру и страх Божий своего любимого духовного отца. Мы, его духовные чада, видели все это в нем самом.

В Глинской обители о.Поликарп со смирением и усердием нес послушание: работал в коровнике, месил тесто и выпекал хлеб в пекарне. Кроме этого было послушание на клиросе и исполнение молитвенного правила. В обители о.Поликарп сдружился с послушником Виталием, который впоследствии стал великим старцем и сейчас причислен местным собором Грузинской православной церкви к лику Святых. Отец Андроник замечал в о.Поликарпе некоторое юродство (белку почти убитую принес в свою келью, мух кормил сахаром и др.)
Ныне здравствующий Владыка Никон, епископ Задонский, знавший в то время о.Поликарпа, также свидетельствует о его юродстве, говоря, что он летом ходил в валенка: спал в них. Отец Андроник очень любил послушника Федора и через 6 лет несения послушания в Глинской пустыни благословляет его на монашеский постриг. Такое в монастыре случалось очень редко, обычно искус послушники проходили в течение 10 и более лет. Так в монастыре о.Поликарп принял монашеский постриг с именем Петр и был посвящен в иеродьякона 29 сентября 1959 года. С посвящением в иеродьякона увеличилась физическая нагрузка о.Петра, но с этим укреплялись духовные силы. И сейчас, анализируя его земную жизнь, с уверенностью можно сказать, что главное, что получил о.Поликарп в Глинской пустыни - это всецелое послушание старцам до полного отсечения собственной воли. Поэтому батюшка часто говорил и наставлял:
«Послушание - рай, ослушание - ад.
Слава Богу, что не по моему».
Трудная и сладостная жизнь в Глинской пустыни о.Поликарпа и других его любимых наставников и собратьев обрывается 14 июля 1961 года в связи с закрытием монастыря.
И он покидает монастырь, получив Благословение своего духовного о. Андроника служить людям в миру. Начинается новый, более тяжелый период земной жизни о.Поликарпа. Он возвращается домой и несет послушание в церкви, выполняя тяжелую работу. Но председатель церковного совета стал клеветать на батюшку, будто он учит людей против советской власти. Его арестовывают, но по милости Божьей изменяют решение, выдают паспорт и он уезжает в Сибирь к племяннице. О. Поликарп поступает в храм на послушание. Но местный церковный совет его не признаёт и прячет от людей.

О.Поликарп много молился, много плакал, просил Матерь Божью помочь ему. Он уже думал, что его никто и никогда не увидит и не найдет. «Я думал, что у Бога забыт» - вспоминал батюшка, но однажды, когда было тяжело, обняв руками Крест - Голгофу, услышал голос: «Я тебя не оставлю».
В это время из Москвы туда приезжает раба Божья Лидия (знавшая батюшку по Глинской пустыни) по благословлению схиигумена Саввы из Пскове - Печерского монастыря, который дал денег на дорогу со словами: «Там пропадает о.Петр, ты его обязательно вывези оттуда». Так 1963 году батюшка попадает в Москву, где встречается с О. Виссарионом, собратом по Глинской пустыни, который был в то время священником Иоанно - Предтеченской церкви Сампурского р-на Тамбовской епархии. О.Виссарион просил Владыку принять о.Петра на Тамбовскую кафедру и посвятить в иеромонахи. Так, по воле Божьей и по Благословению Архиепископа Тамбовского и Мичуринского Иннокентия указом от 12 июня 1965 года о.Петр становит¬ся иеромонахом и до 1968 года служил вторым священником в селе Ивановка Сампурского р-на. С января 1968 год; о.Петр был временно назначен священнослужи-телем Покровского Кафедрального собора г.Тамбова. Через 3 месяца батюшку переводят служить в с.Александровка, Сосновского р-на. 6 лет он служил настоятелем Покровской церкви. За безупречное поведение и ревностное отношение к пастырским обязанностям о.Петр в 1970 году 3 марта награждается митрополитом Тамбовской епархии на-перстным крестом. К сожалению, во властные структуры доносят на батюшку, но начальник райисполкома заступился за него, говоря:«В огонь дров не напихаешься».
ПРОДОЛЖЕНИЕ В КАТАЛОГЕ ФАЙЛОВ.

Просмотров: 6236 | Добавил: kliros | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0